ОБОРУДОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПОДВЕСНЫХ КАНАТНЫХ ДОРОГ

(ГПКД)
Весьма эффективным видом транспорта в условиях пересеченной и горной местности являются грузовые подвесные канатные дороги (ГПКД). Они применяются для перевозок полезных ископаемых и отходов производства в угольной, металлургической, химической промышленности, на предприятиях по добыче и переработке нерудного сырья и успешно конкурируют с автомобильным и железнодорожным транспортом. По сравнению с этими видами транспорта ГПКД имеют следующие преимущества:
• независимость от рельефа местности, что позволяет прокладывать их по кратчайшему расстоянию;
• независимость дороги от атмосферных условий;
• возможность подъема груза на значительную высоту и выгрузки его как в конечном пункте, так и по трассе дороги;
• возможность поворота трассы дороги в одном пункте на угол до 180°. Это свойство является особо важным при прокладке трассы канатной дороги в условиях промышленной площадки.
• удельная стоимость транспортировки продукта канатной дорогой получается дешевле по сравнению с другими видами промышленного транспорта в 10 и более раз.
Широкое промышленное использование грузовых подвесных канатных дорог в СССР начинается с 1948 года, когда ГПКИ «Союзпроммеханизация» активно включился в их создание и проектирование, а завод «Серп и Молот» начал производство ГПКД, выпуская по 6–8 объектов в год.
К началу 2000 г. количество действующих ГПКД достигло 190 шт., объем перевозок составлял до 116 млн.т/год, а общая протяженность линий канатно-подвесного транспорта превышала 450 км.
В результате огромного опыта производства ГПКД, материалов научно-технической и патентной литературы и проектных решений институтов было воссоздано производство большегрузных ГПКД высокой производительности для ОАО «Сода».
Все типы ГПКД, их проектирование, изготовление и монтаж на территории России производятся в соответствии с « Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог».